Может ли Путин взорвать ядерную бомбу?

Может ли Россия применить ядерное оружие в ходе украинской войны? Какие факторы говорят в пользу такого сценария, а какие против? Что может помешать Путину устроить ядерный взрыв, если он захочет это сделать, и может ли ядерная война начаться даже без желания Путина? Какими могут быть последствия тактического ядерного взрыва? Поговорим обо всем этом.

«На этой стадии мы рассматриваем опцию обычных вооружений», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос India Today о возможности применения ядерного оружия. Фраза звучала двусмысленно: вроде бы и опровержение, но очень уж неоднозначное. «Рассматриваем опцию обычных вооружений» — это не значит, что не рассматриваем другие опции. «На этой стадии» — не значит, что на следующих стадиях будет иначе. В общем, фраза Лаврова далека от решительного «Нет, ни в коем случае!», которое могло бы успокоить мировую общественность.

Но было бы странно, если бы министр дал такое опровержение. Ведь комментарий Лаврова как нельзя лучше иллюстрирует линию поведения правительства России в данном вопросе: угроза должна быть явной, но не слишком выраженной. Если никто не будет верить в то, что Россия применит ядерное оружие, Запад может пойти на более решительные шаги по помощи Украине, в том числе поставку авиации, тяжелых вооружений или установление бесполетной зоны. Но если угрозы будут слишком реалистичными, Запад может всерьез испугаться и предпринять необратимые шаги, вплоть до попытки физического устранения Владимира Путина, вероятно, считают в Кремле.

Игра на нервах

24 февраля, объявляя о начале «специальной военной операции», Владимир Путин предостерег страны Запада: «Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более создавать угрозы для нашей страны, для нашего народа, должны знать, что ответ России будет незамедлительным и приведёт вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории ещё никогда не сталкивались. Мы готовы к любому развитию событий. Все необходимые в этой связи решения приняты. Надеюсь, что я буду услышан». Чтобы смысл сказанного не оставлял сомнений, спустя три дня Путин привел в готовность силы стратегического сдерживания, которые во многом представлены ядерным оружием большой дальности.

В каком-то смысле предостережение сработало: западные страны не стали прямо вмешиваться в ситуацию в Украине. Механизм ядерного сдерживания, предохраняющий от глобальных войн, сработал: конфликт в Украине, хоть и очень масштабный по меркам XXI века, пока что формально остается двусторонним.

Однако по мере развития военных действий и неудач российской армии, в российских политических, военных и экспертных кругах все активнее обсуждали возможность применения Россией если не стратегического, то тактического ядерного оружия. Оно, напомним, характеризуется небольшой дальностью доставки (до 500 км) и сравнительно небольшой мощностью. Россия обладает большим количеством подобных вооружений, которые, в отличие от стратегических ядерных ракет и бомб, не регулируются международными договорами. По разным оценкам, у России от 1000 до 2000 тактических ядерных зарядов.

Взрыв тактического ядерного боеприпаса может быть значительно менее мощным, чем взрывы бомб в Хиросиме и Нагасаки. Радиоактивное заражение местности может быть сравнительно краткросрочным (от нескольких дней до нескольких месяцев), а радиоактивное облако — не таким большим и концентрированным, чтобы нанести непоправимый ущерб экологии соседних стран, в том числе членам Евросоюза и самой России. Тем не менее, конечно, взрыв любой ядерной бомбы все равно будет чрезвычайно опасным.

Идею применения ядерного оружия в какой-то момент артикулировал глава Чечни и один из активных участников украинской войны Рамзан Кадыров. «Если бы меня спросили, что бы я сделал, я бы ответил, что если хоть один [иностранный] наемник будет на Украине, то сделаем удар тактическим ядерным оружием по определенным точкам, чтобы с нами не шутили», — заявил Кадыров в одном из своих видеороликов в Telegram.

Ракетный комплекс «Искандер». Фото: Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia

Зачем Путину использовать ядерное оружие?

В «Основах государственной политики РФ в области ядерного сдерживания» говорится, что Россия может применить ядерное оружие «в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». В качестве непосредственных оснований названы следующие:

а) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;

б) применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;

в) воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;

г) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

При этом не делается различий между стратегическим и тактическим ядерным оружием. Однако, во-первых, не факт, что в критической ситуации президент Владимир Путин будет действовать в строгом соответствии с доктринальным документом. Во-вторых, зная способность российских властей жонглировать фактами или прямо лгать, легко предположить, что применение ядерного оружия может быть оправдано каким-нибудь вымышленным поводом вроде якобы имеющейся угрозы атаки на Россию биологическим оружием или кибератакой на критическую инфраструктуру. Так что обсуждать формальную возможность применения ядерного оружия смысла мало — лучше поговорить о том, какими могут быть реальные основания для этого с точки зрения Кремля.

Можно предположить, что Владимир Путин мог бы дать команду на использование тактического ядерного оружия при одном из следующих условий или их сочетаниях:

1. «Предупредительный выстрел» — ядерный взрыв для предупреждения иностранных государств от прямого вступления в украинскую войну.

2. Невозможность добиться продвижения или прорвать фронт конвенциальными методами ведения войны.

3. Контрнаступление украинских войск, угроза попадания в котел значительной группировки российских войск.

Во многом возможность применения Россией ядерного оружия будет зависеть от результатов второй фазы войны, о которой во вторник, 19 апреля официально объявили российские власти. После отступления из-под Киева Россия сконцентрировала значительные силы и намерена взять под полный контроль регионы Донбасса, которые с 2014 года лишь частично контролируются самопровозглашенными республиками. «Битва за Донбасс» уже началась. И хотя ресурсы России велики, моральное состояние ее войск низко, а командование, судя по первым неделям войны, бездарно. Российским войскам предстоит прорываться через хорошо укрепленные линии украинской обороны, и исход этого сражения пока не очевиден. Если Украина начнет одерживать верх, это может означать поражение России в войне и политическое поражение Путина, и вот в такой момент возможным ходом для него станет взрыв ядерной бомбы.

В разных интервью Путин несколько раз вспоминал эпизод из детства, когда он загнал в угол крысу, а та набросилась на него: «Просто шел по лестнице, спускался, крысу увидел, начал ее гонять. Загнал ее в какой-то угол. А она развернулась и побежала за мной. И не просто побежала, она еще и с лестницы на лестницу, с перелета на перелет. Пыталась прыгнуть мне на голову. Это все должны иметь в виду. Лучше никогда никого в угол не загонять», — рассказывал он. Можно предположить, что сегодня он сам чувствует себя такой крысой, забыв, что если кто-то и загнал его в угол, то только он сам.

Что мешает Путину?

Однако у использования ядерного оружия, даже тактического, есть своя цена, которую Путин должен осознавать.

Во-первых, есть вероятность, что применение даже тактического ядерного оружия в военном конфликте неизбежно приведет к тотальной ядерной войне на всеобщее уничтожение, в результате которой могут сразу же погибнуть десятки миллионов людей, а экология планеты получит непоправимый ущерб, ставящий под угрозу существование человечества как вида. Проведенное Принстонским университетом моделирование показывает, что даже при использовании тактического ядерного оружия в дальнейшем стороны неизбежно скатываются в широкомасштабный конфликт.

Впрочем, по этой модели, первый удар Россия наносит по территории Польши, страны НАТО. Менее очевидно, что НАТО ответит ударом, если взрыв произойдет на территории Украины. Тем не менее, риски полномасштабной ядерной войны резко вырастут — со всеми вытекающими для Путина и его семьи последствиями.

Во-вторых, высок шанс, что использование тактического ядерного оружия не будет принято ни российским обществом, ни российской элитой, и подорвет позиции Путина. Война сама по себе вызвала заметное напряжение в истеблишменте, уже вылившееся в несколько громких отставок и антивоенных заявлений, усугубление конфликта может усилить претензии российской элиты к Путину. И хотя российский президент сейчас фактически изолировался от собственной элиты, минимизировав степень влияния на себя, вряд ли это может длиться вечно.

О том, что российское общество считает недопустимым ядерную войну, говорят итоги опроса «Хроники 3.0», который в конце марта проводила группа независимых российских социологов. Результаты показывают, что большинство опрошенных — 44% против использования ядерного оружия в какой бы то ни было ситуации, а 39% допускают его использование только в ответ на ядерный удар. Лишь 17% согласны с превентивным применением ядерного оружия, например, в случае иностранного вторжения в Россию (11%) или вступления других стран в войну на Украине (6%). Российская пропаганда также преподносит Украину как де-факто русскую землю, поэтому ее ядерная бомбардировка, с учетом радиоактивного загрязнения, будет отчасти восприниматься как удар по самим себе. Опыт наблюдения за Путиным показывает, что он редко идет против мнения большинства. Вероятно, общественное мнение может быть изменено пропагандой, однако это случится не моментально, и пока не заметно, чтобы такая информационная подготовка велась.

В-третьих, при больших рисках, результаты единичного использования тактического ядерного оружия не очевидны. Предположим, Путин устраивает ядерный взрыв в Украине. Он сможет нанести существенный урон живой силе и технике противника на определенном участке фронта, однако это не означает автоматической капитуляции Украины. Украина — не Япония в 1945 году, у которой не было шансов победить в войне. Украину сегодня поддерживает весь мир, и после ядерного взрыва эта поддержка не исчезнет. Да и Япония, как считают некоторые историки, капитулировала не столько из-за взрывов в Хиросиме и Нагасаки, сколько в силу множества разных причин, в том числе фактической потери боеспособности своих армии и флота, истощения ресурсов и вступления в войну СССР.

Ядерный удар по какому-либо украинскому городу вызовет колоссальные разрушения и большие жертвы среди мирного населения, но также не будет означать автоматической капитуляции. Можно ли представить, что Путин решится сбросить ядерную бомбу на Киев, чтобы убить ей Зеленского? Пожалуй, это слишком безумный план даже для него.

Безумен ли Путин?

Степень адекватности Владимира Путина — вопрос для медицинских специалистов. Сам факт начала войны с Украиной говорит о том, что в некоторой степени российский президент утратил связь с реальностью — вероятно, отчасти вследствие антиковидной изоляции. Однако сомнительно, что Путин готов вместе с другими россиянами «попасть в рай», как он заявлял в 2018 году, описывая последствия применения ядерного оружия.

По многочисленным признакам мы видим, что президент Путин в последние месяцы помешан на свой безопасности, боится заговора или покушения, по всей видимости, проводит много времени где-то вдали от Москвы. Уже несколько лет как он возит с собой целые бригады врачей для тщательного контроля своего здоровья. Антикоррупционные расследования показали, что Путин окружил себя роскошью в виде баснословно дорогих дворцов и яхт стоимостью с утонувший ракетный крейсер «Москва». Он может быть обижен на Запад за то, что теперь вряд ли сможет воспользоваться яхтой, но сомнительно, что от злости он готов сгореть в пламени термоядерной войны. Путин — вовсе не мученик, готовый попасть в рай во имя своего джихада, он коррумпированный автократ с имперскими замашками, который хотел бы править страной, пока не умрет от старости (ему 70, он в неплохой форме и явно надеется прожить еще минимум лет десять). Так что вероятность того, что он решит начать ядерную войну, я бы оценил как сравнительно низкую — около 1%, что, однако, во много раз больше, чем нужно, чтобы быть спокойным на этот счет.

Владимир Путин / Kremlin.ru

На мой взгляд, другие государства, в первую очередь члены “ядерного клуба”, могли бы снизить эту вероятность, если бы четко дали понять, что не оставят без ответа любое применение ядерного оружия Россией, и такой шаг неизбежно приведет к эскалации, которая будет угрожать Путину лично и миллионам россиян. Речь не обязательно о ядерном ответе — реакция на применение ядерного оружия может быть и неядерной, но достаточно угрожающей для Кремля.

Проблема заключается еще и в том, что когда ядерные силы страны находятся на взводе, есть вероятность ошибочной или случайной ядерной атаки. Ветераны холодной войны рассказывают, что системы предупреждения о ракетном нападении десятки тысяч (!) раз давали ложные сигналы. Учитывая далеко не блестящее техническое состояние российской армии (что показала украинская война), вероятность критической ошибки кажется пугающе высокой.

Итоги украинской войны могут заставить мировые державы пересмотреть свои взгляды на ядерное оружие. Хотя оно по-прежнему является механизмом сдерживания, очевидно, что Путин злоупотребил правом России на обладание ядерным оружием. Его примеру могут последовать и другие автократии, так что вопрос кардинального сокращения ядерных арсеналов вновь должен оказаться в повестке дня.

* * *

Спасибо, что дочитали до конца. Вы можете поддержать автора:
подпиской на Патреоне (для тех, у кого не российские банковские карты)
подпиской на Boosty (для российских банковских карт)
разовым донатом через Donationalerts

платежом на карту 4279 1600 3010 1263
или переводом в криптовалюте:

BTC bc1qvz2gaxsympckpuw8xhzvd233gmmqwkawsds5h6,
ETH 0xE4624E0Dd689358EBCd8776d7909C199640c4A9c.
Или просто поделитесь ссылкой на этот материал в своих социальных сетях.
 Спасибо!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s