10 лет за рулем. Несколько наблюдений

Сегодня я сходил в ГИБДД и поменял старое водительское удостоверение на новое (кстати, мне понравился этот процесс). Оказывается, я уже десять лет за рулем.

Не бог весть какой срок, но можно подвести какие-то итоги. Точнее, сделать несколько наблюдений.

Так получилось, что за 10 лет я ни разу не попадал в ДТП с участием других водителей. Сам пару раз, конечно, царапал бампером скамейку или какой-нибудь столб, но чтобы вот прямо столкнуться с другой машиной — такого у меня не случалось. Не уверен, что знаю гарантированный рецепт безаварийного вождения, но для себя выработал несколько правил:

  1. Самое главное — надо больше думать о прочих участниках движения, а не о себе. Стараться предугадать желания других водителей. Воспитать в себе уважение к действиям других. В этом, мне кажется, фундамент безаварийной езды. Большинство водителей на дороге не думает о вас, но вы думайте о них.
  2. Как правило, чем плавнее ты все делаешь, тем лучше.
  3. Дуракам надо давать дорогу.
  4. Не нужно трогать телефон во время движения (каюсь, сам не всегда соблюдаю).
  5. И самое банальное: нужно соблюдать ПДД. Это помогает не только не стать виноватым в аварии, но и избежать многих аварий вообще.

Как и многие россияне, я слышал много страшных рассказов про ужасных гаишников. Не сказать, что я ездил много, но за 10 лет мне самому ни разу не попадались какие-то сильно мерзкие сотрудники ГИБДД, которые бы, например, вымогали взятку или пытались приписать несуществующее нарушение. Зато очень много раз я попадал в ситуации, когда явно был не прав, но гаишник, выслушав мои объяснения и вздохнув, отдавал права или выписывал мелкий штраф за какое-нибудь легкое правонарушение.

За десять лет, что я вожу автомобиль, поведение водителей сильно изменилось. Подавляющее большинство водителей соблюдает ПДД. Все благодарят друг друга миганием «аварийки» (по-моему, чисто российское явление). Осталось совсем мало идиотов, которые устраивают гонки на дорогах или резко перестраиваются в потоке. Уровень дружелюбия и интеллигентности вырос в разы. В отпуске я почти всегда беру машину и могу сказать, что у нас уровень ответственности водителей сопоставим с европейским.

В том числе изменилось отношение водителей к пешеходам. Десять лет назад пешеход считался чем-то вроде недоразумения. Пешеходы, прямо по Ильфу и Петрову, были существами бесправными и беззащитными. Их мало кто пропускал даже на переходах, что уж говорить о повороте на перекрестке. Теперь все иначе: с одной стороны, за этим стали жестче следить и увеличились штрафы, с другой стороны, думаю, все-таки выросла ответственность водителей. Сегодня девять из десяти автомобилей пропустят пешехода в положенном месте. Почувствовав это, пешеходы стали смелыми и уверенными в себе. Они гордо шагают по зебре, тогда как ранее передвигались короткими перебежками на дрожащих ногах.

Не вижу особой корреляции между полом и умение водить автомобиль. Знаю мужчин, которые водят отвратительно и знаю женщин, которые водят просто отлично. Думаю, что в 99% случаев со стороны невозможно определить, кто за рулем — мужчина или женщина. Отличия между мужским и женским вождением, мне кажется, есть только на самых ранних стадиях, когда водитель только-только получил права: женщины часто слишком осторожны, а мужчины, напротив, чересчур агрессивны. Но через год и те, и другие приходят к среднему уровню вождения.

Я учился водить на механической коробке, но все мои автомобили были с «автоматом». Сейчас можно учиться на права сразу на «автомате» (но потом с такими правами вроде как нельзя водить «механику»). Думаю, если бы я сейчас сдавал на права, я бы и не мучил себя ручной коробкой. Единственный бонус в механике, который я заметил за десять лет, — в Европе гораздо дешевле арендовать машину с «ручкой», чем с «автоматом». Но в последние годы и в Европе автоматических коробок становится все больше, так что лет через десять наверняка уже все будут ездить на «автоматах».

Интересно, как за 10 лет изменилось отношение к машинам в целом. В 2007 году, когда я садился за руль, не иметь машину было странно (по крайней мере, у нас в Екатеринбурге). Такси работали плохо, на общественном транспорте ездили мало, пешком ходить не любили, а проблем с парковкой было меньше — засунул машину на какой-нибудь газончик, и нормально. Теперь все иначе. Такси вызываются с помощью двух нажатий на экран смартфона. Общественный транспорт вновь завоевывает расположение горожан как более прогрессивный и отчасти более удобный способ добраться из точки А в точку Б. Улицы стали ухоженнее и чище, а люди озаботились своим здоровьем, поэтому в теплый сезон многие ходят пешком. Наконец, мы отучились парковаться на газонах, а суровые меры по борьбе с неправильной парковой заставляют нас ставить автомобили строго по ПДД. И иногда я уже всерьез задумываюсь о том, чтобы отказаться от своей машины вовсе. Был бы в Екатеринбурге каршеринг — наверное бы, точно отказался. Правда, за город на выходные ездить на чем-то все-таки надо.

В следующий раз меняю права в 2027 году. Надеюсь, к тому времени все будут ездить на беспилотных электромобилях.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s