Выбраться куда-нибудь далеко на ноябрьские праздники не получилось, поэтому поехали относительно близко — в Верхотурье и Меркушино. Недавно я уже писал про Верхотурье — на всякий случай напомню, что это основанная еще в допетровские времена первая столица Урала, через которую пролегала единственная легальная дорога из европейской России в Сибирь. В XVIII веке, после закрытия внутренней таможни и появления новой дороги через Екатеринбург и Тюмень, Верхотурье стал быстро терять экономический статус, и вместо таможенного города постепенно превращался в паломнический центр. C 1704 года здесь с перерывом на советский период хранятся мощи православного святого Симеона Верхотурского, привлекающие немало верующих.
Дорога до Меркушино из Екатеринбурга — 350 километров: мимо Нижнего Тагила, через Верхотурье и дальше, по пустынной дороге на восток.
Поздней осенью здесь такие виды, что мурашки бегут по коже: вот-вот укроются снегом поля, вдалеке стоит темный голый лес, низко нависло темное небо, вода в реках на глазах густеет и превращается в лед. Кажется, что это сеттинг для какого-нибудь мрачного скандинавского детектива.
Дорога отмерена церквями. По дороге из Верхотурья в Меркушино есть несколько храмов, по ним и ориентируешься. Один из самых заметных — деревянная церковь возле Симеонова камня. Считается, что здесь любил рыбачить главный герой здешних мест — святой Симеон Верхотурский. На иконах его обычно так и рисуют: на берегу реки с удочкой.
Река Тура в это время года холодна, мелка и неприветлива.
Паломников в это время немного — несколько женщин приехали на микроавтобусе. Фоткаются на Сиемоновом камне. Одна негромко чертыхается, другие ее осуждают: грех.
Храм, конечно, новый — построен в 2005 году «силами солдат и офицеров Уральского округа внутренних войск МВД России», сказано на информационном щите.
Само Меркушино — небольшое село в 60 километрах от Верхотурья. Живет тут человек 100. С конца XVII века известно как место, где миру явились мощи Святого Симеона Верхотурского. В житии сказано, что гроб с ним вышел из земли наружу. Святыню в 1704 году отнесли в Верхотурье, но Меркушино сохранило за собой статус особо святого места. Из места, где вышли мощи, забил источник, который считается святым и целебным. Над ним построили храм.
Главная и единственная достопримечательность села — огромный храмовый ансамбль. Храмы — новые, восстановлены на месте разрушенных в 1930-1940-е годы. Это два храма: один, небольшой, находится над бывшей могилой Симеона, другой, в несколько раз больше, соединен с ним крытой галереей.
В таком маленьком селе храм кажется просто исполином.
В крытой галерее, соединяющей два храма, идет торговля. В качестве продавцов и кассиров — монахини Ново-Тихвинского монастыря (здесь расположено его подворье).
Ассортимент товаров — от чисто церковных сувениров…
…до сладостей…
…косметики и лечебных средств.
Я купил интересный трехтомник об убитых в советское время уральских священниках.
Главный храм — довольно помпезный и пустой. Много мрамора и позолоты.
Прогуляемся по деревне. Она довольно симпатичная. По-моему, дело в газоне. Постриги в любой русской деревне траву — и сразу станет красиво.
В каменном здании напротив собора расположена монастырская гостиница.
Это школа.
В местном магазине не продают алкоголь в кредит.
У магазина загадочный график работы. Выходной — вторник.
Есть заброшенные дома…
Но есть и новые.
В целом деревня выглядит не слишком упадочно. Хотя обшитые сайдингом русские избы вызывают, конечно, смешанные чувства. Тут хотя бы деревянные окна сохранились и наличники сберегли.
Деревенский таунхаус. Дом на две квартиры. Видно, что у одних соседей дела идут хорошо, а у других не очень.
Кое-где даже сделан ландшафтный дизайн.
Если люди начинают думать о том, чтобы пространство вокруг стало эстетичнее, значит, жизнь оставляет им на это силы.
Вообще, по меркам этих мест Меркушино — благополучное село. Видимо, нужно сказать спасибо церквям, паломникам и жертвователям. Тут даже есть асфальтовые дороги.
Местная администрация. К сожалению, была закрыта
Здесь живет настоятель храма.
С Меркушино связан интересный эпизод, известный в истории Урала как «деревянная война». В 1918 году меркушинские мужики взбунтовались против советской власти и отказались призываться в Красную Армию. Был убит один из представителей новой власти. По версии большевиков и советских историков, поднялось нечто вроде небольшого восстания, и вооруженный отряд во главе со священником Константином Богоявленским отправился в Верхотурье (60 километров!) свергать советскую власть («отвоевывать мощи Симеона Верхотурского»). По версии нынешних православных историков, это было не восстание, а всего лишь крестный ход, состоящий преимущественно из женщин и нескольких мужчин, вооруженных вилами, лопатами и редкими ружьями — для охраны.
Как бы то ни было, в районе соседнего села Красная Гора (ныне Красногорское) процессию встретил отряд пулеметчиков. По толпе открыли огонь, люди разбежались. В Меркушино направили карательные отряды, которые в наказание расстреляли часть жителей деревни, включая и священника Константина Богоявленского. Ему было всего 22 года.
Уже в начале 2002 года при восстановлении храмов в земле было обнаружено не истлевшее тело священника с пулевым ранением головы. Проведя изыскания, пришли к выводу, что это Константин Богоявленский и есть. Он был причислен к лику святых и теперь зовется Константином Меркушинским. Его мощи в огромной серебряной раке стоят в здешнем соборе.
От духовного перейдем к земному. Рядом с храмом есть киоск с отличным выбором монастырских пирогов.
И — фантастика! — сносным кофе! Не 3в1, не Nescafe, а неплохим зерновым кофе из машины Lavazza. Воистину, полна чудес меркушинская земля.
Ладно, поехали обратно в сторону Верхотурья.
Когда мощи Симеона Верхотурского переносили из Меркушино в Верхотурье, делали несколько остановок. Первая из них, в селе Усть-Салда, отмечена храмом апостолов Петра и Павла. Это как раз старое (XIX век) здание, в советское время даже колокольня уцелела (а вот основной купол разрушен).
Внутри трогательная аскеза. Ни мрамора, ни позолоты. Очень люблю такие скромные деревенские церкви.
На соседнем доме — следы выпускного.
Обычная бедная уральская деревня. Здесь с асфальтом хуже. Газа нет.
Впрочем, и в такие глухие места добирается цивилизация. Местное сельпо оснащено кондиционером.
По дороге снова видим заброшенные дома…
Это, кажется, бывший магазин.
У местных жителей есть трогательный обычай украшать свои дома пробками от бутылок. Подозреваю, это не только здесь встречается, но я увидел впервые.
У этих мест есть особое настроение, явно ожидающее кого-нибудь, кто сможет достойно его воспеть. Поэтика глухой уральской провинции, где жизнь многократно разрушалась и обустраивалась вновь. Сложная смесь депрессии, стойкости, надежды, безысходности. Место, где новое время наступает очень, очень медленно.
Ночевать решили в Верхотурье, и там обнаружились новые поводы приехать в этот город, расскажу чуть позже.